Итоги года: от Кайзера Меркель до Халифа Абубакра


Итоги года: от Кайзера Меркель до Халифа Абубакра

04.12.2014

Начало ХХI века, возможно, войдет в историю как начало возрождения древних империй. Объединение ФРГ и ГДР послужило отправным пунктом для появления в Германии нового имперского мышления. Если до падения Берлинской стены Евросоюз по крайней мере выглядел как союз равных партнеров, то уже в начале нового века стало очевидно, что Германия не остановится на экономическом доминировании и будет диктовать свою политическую волю на всем континенте. Возможный выход Великобритании из Евросоюза фактически оформит создание Четвертого Рейха как великой державы определяющей политику всей континентальной Европы по мнению британского журналиста Саймона Хеффера. Именно поэтому Германия не слишком возражает, когда Соединенное Королевство грозит покинуть Евросоюз. После введения единой валюты Франция стремительно утрачивает национальное автомобилестроение и промышленный потенциал под давлением немецкой индустриальной машины и уже не составляет ей реальной конкуренции. Не случайно Маргарет Тэтчер, обладавшая выдающимся стратегическим видением, была против объединения Германии и даже пыталась отговорить Горбачева от вывода войск из ГДР.

Не прошло и четверти века, как благодарности немцев настал конец. Попытка представить объединение Германии как результат героической борьбы немецкого народа и чуть ли не восстания, результатом которого стало падение Берлинской стены, может вызывать лишь грустную улыбку у тех, кто видел это время своими глазами. В действительности, именно правительство ГДР объявило о возможности свободного выезде граждан Восточного Берлина в Западный, что вызвало столпотворение на границе. Пограничники пропустили толпу, чтобы избежать давки и жертв, что потом изобразили как народное восстание.

Меркель, почувствовав себя хозяйкой Европы, уже не стесняется в выражениях и вопрошает от имени всей Европы: неужели мы будем спрашивать у России, что нам делать на Украине, не говоря уже про Сербию? Как быстро она забыла, что именно особое мнение России позволило изменить границы в Европе, простоявшие многие десятилетия, и объединить Германию. В последнее время г-жа Меркель стала больше напоминать регентшу при Председателе Европейского Совета - высшего политического органа Евросоюза, чем на руководителя одной из равноправных стран членов.

Россия же впервые в новом веке напомнила о своих национальных интересах, освежив память руководителям США, Германии, Великобритании и Франции, которые клятвенно убеждали нас в том, что НАТО не будет продвигаться к границам России тогда, когда решался вопрос о демонтаже Варшавского Договора и объединении Германии. Циничная логика Запада о том, что победитель в холодной войне получает все, впервые в новейшей истории столкнулась с консолидированным мнением российской власти и общества, которое не раз в прошлом преподало урок, чем может обернуться игнорирование интересов России объединенной национальной идеей. После двух десятилетий «безыдейности» защита интересов русскоязычного населения вполне может претендовать на такую роль. Исторически в России возрождение чувства национальной общности всегда происходила на фоне внешних угроз. Многие регионы, как в Украине, так и в России по этническому составу и истории практически неразличимы, поэтому границу между нашими странами стоит искать скорее в сердце, чем на карте.

Необходимо также напомнить г-же Меркель о старой, но недоброй традиции Германии спонсировать перевороты в своих собственных корыстных интересах еще со времен большевистского путча 1917г. Большевики, как известно, также выступали за демократические реформы, однако, расстреливали как идейных оппонентов, так и простой народ с целью устрашения. История, совершив почти столетний виток, в 2014-ом поразительным образом напомнила хроники взятия Зимнего дворца, юнкеров, которые не хотели стрелять в толпу и бегство Керенского.

Фантасмагорический блеф на Майдане с участием катапульты, когда администрация Обамы сумела убедить руководителей целого ряда европейских стран в том, что России уже никогда не сможет отстаивать свои национальные интересы, разбился в Крыму, что, однако, не стало новостью для богатой истории Крыма.

Представляется, что в политическом истеблишменте США нет единого мнения о перспективах отношений с Москвой. Главное отличие Обамы от Путина заключается в том, что Обама как президент лишь усилил расколол в американском обществе и его элите, перед которыми в полную силу встают глубокие и до сих пор нерешенные расовые проблемы, вопросы неконтролируемой иммиграции из Латинской Америки. Украина для абсолютного большинства американцев лишь белое пятно на карте, которое среднестатистический американец навряд ли сможет быстро найти. Поэтому украинский кризис в гораздо большей степени является фактором для риторики межпартийного противостояния республиканцев и демократов, чем для реальных действий. США не пойдут на поставки современного и эффективного вооружения в Украину, так как оно неизбежно окажется в России при современном уровне коррупции и прозрачности границ, что не может входить в планы ни республиканцев, ни демократов.

Напротив, вероятная смена власти в Белом доме на республиканцев при всей их антироссийский риторике, направленной на внутреннее потребление, нередко в прошлом приводила к весьма прагматическим решениям проблем во внешней политике и к стабилизации отношений с Россией. Перспективы одновременного оперативного противостояния с 2 противниками: Китаем в Азиатско-Тихоокеанском регионе и Россией на другой стороне земного шара не предусматривается даже американской военной доктриной. В современных условиях это просто не по карману США, которые по общему мнению аналитиков, включая американских, прошли пик своего экономического могущества где-то во второй половине прошлого века.

Перед Китаем стоит в чем- то сходная с крымской - проблема Тайваня. Помимо стратегического расположения этот остров имеет глубокое историческое и символическое значение для Китая. Замороженное усилиями США присоединение Тайваня к КНР является элементом сдерживания Китая в американской внешней политике последних десятилетий. Однако с ростом влияния, экономической и военной мощи Китая разморозка процесса объединения лишь вопрос времени. Пример бескровного присоединения Крыма вне зависимости от мнения США и его союзников не мог не остаться незамеченным в КНР. Велика вероятность того, что именно председатель КНР Си Дзиньпин завершит объединение с Тайванем, что откроет замок, которые повесили США для китайского флота в Тихом океане, и войдет в историю в роли объединителя Великого Китая.

И наконец, совершенно поразительно, с какой скоростью высшие государственные деятели Запада де-факто признали существование самопровозглашенного халифата на территории двух стран-членов ООН с международно признанными границами и теперь дружно величают его не иначе как «государство» (state) с самых высоких трибун и в мировых СМИ. Министр обороны США Чак Хейгел открыто заявил, что борьба с этим появившимся в одночасье из неоткуда халифатом будет долгой. А военные успехи 17 ведущих стран Запада объединившихся в коалицию против этого новоявленного «государства» можно считать как минимум невпечатляющими.

Колонка редактора

Все статьи

СПРАВОЧНИК ДипИФР

Номер сертификата ДипИФР:

или Имя Фамилия: