Есть ли польза от санкций


Есть ли польза от санкций

30.04.2014

Вкратце:

1. Компаниям нужно пересматривать свои бизнес планы. Импорт будет сокращаться, а внутреннее производство расти.
2. Острое политическое противостояние России и США это долгосрочная реальность, Украина в нем лишь эпизод. Давление будет осуществляться через глобальную финансовую инфраструктуру, которую контролирует США, включая рейтинговые агентства.
3. Стоимость внешних заимствований вырастет, внутренних – не изменится критически для бизнеса.
4. Европа и другие союзники США не могут позволить себе реальных санкций в силу значимости потребительского рынка в России и будут ограничиваться косметическими мерами.
5. Малый и средний бизнес в России выиграют от давления Запада на крупный бизнес, приближенный к власти.


Есть ли польза от санкций

На первый взгляд, экономические санкции вводятся именно для того, чтобы ослабить политического оппонента и принудить его к определенным в действиям в ближайшей перспективе.
Однако последние заявления президента Обамы сводятся к тому, что санкции США преследует долгосрочные цели «сдерживания политики Путина» в целом, а не столько направлены на то, чтобы помочь Украине. С одной стороны, санкции против России способны только навредить экономике Украины, которая тесно связана с российской. С другой стороны, США хорошо осознают, что прямое военное вмешательство России на юго-востоке Украины крайне маловероятно. По иронии отсталость структуры внешней торговли России, а также зависимость Европы от российских энергоносителей делает первую наименее чувствительной к санкциям в краткосрочной перспективе. Еще менее вероятным является изменение внешней политики России в результате санкций, примеров тому в истории России просто не было, поэтому компаниям как российским, так и иностранным, ведущим бизнес в России, стоит пересмотреть свои среднесрочные бизнес планы с учетом новых реалий.

Оговорка по-Фрейду госсекретаря США Хилари Клинтон, когда перезагрузка отношений с США была названа перегрузкой, казалась неловкостью 5 лет назад. Теперь же точно можно сказать, что «перегрузка» состоялась и на горизонте, пожалуй, даже замаячила реинкарнация времен холодной войны. Однако в 21 веке экономическое противостояние по образцу СССР против США просто невозможно, не только потому, что Россия не конкурент США. В мире появились сильные промышленные и финансовые центры, которые могут заменить как США, так и всю Европу в качестве торговых партнеров России, что было невозможным еще в конце ХХ века.
Гонконг, например, как финансовый центр обеспечивающий доступ к капиталу, мало чем уступает Лондону. А Юго-Восточная Азия в перспективе способна поглотить весь российский экспорт и обеспечить эквивалентную замену импорту. Рост политического влияния России в мире в последние годы закрыл страницу 20-летней эпохи, ассоциируемой с поражением в холодной войне и распадом СССР. Геополитическим императивом для США в многополярном мире становится борьба за сохранение как политического, так и экономического лидерства, которое еще недавно казалось незыблемым. Поэтому любые сценарии развития ситуации на Украине не способны изменить сути отношений между Россией и США. Речь явно идет об острой борьбе за моральное лидерство и влияние в мире, инструментом которой стали экономические санкции.

Если санкции Запада неизбежны и долгосрочны, то можно ли извлечь из них пользу, и каковы будут новые возможности для бизнеса?
Известная пословица «не было бы счастья, да несчастье помогло» достаточно хорошо описывает открывающиеся возможности для отечественного бизнеса и ту парадоксальную ситуацию, когда внешнеэкономическое давление способно помочь решить целый ряд проблем российской экономики, стимулировать реформы и вывести экономику на новую кривую роста. Очевидно, что рост экономики за счет потребительского сектора и кредитной накачки потребления исчерпал себя за десятилетие высоких цен на нефть при курсе доллара в коридоре 28-32 руб. в сочетании с высокой инфляцией «нулевых».

Плавное понижение курса рубля уже дало повышение ожиданий роста в обрабатывающей промышленности. Если в 1998 г шоковая трехкратная девальвация рубля включила рубильник импортозамещения, то сейчас ощутимый промышленный рост возможен уже при 30% ослаблении рубля. Задачей правительства является сделать такой процесс плавным и контролируемым в течение 2-3 лет, чтобы у производителей было время нарастить мощности, а потребитель не растерял своего аппетита и потребительских мускулов. Выход России на ведущие позиции среди потребительских рынков в Европе делает невозможными санкции без ущерба европейским компаниям. Ожидание политической, не говоря уже о военной эскалации на Востоке Европы вполне способно развернуть рост потребительских настроений в самой Европе и опрокинуть там процесс экономического восстановления. Поэтому от Европы не стоит ожидать значимых мер кроме санкций в отношении отдельных чиновников и бизнесменов.

Экономический полураспад Украины можно считать свершившимся фактом вне зависимости от итогов будущих выборов и дальнейших действий киевских властей или Москвы. Радикализация на западе Украины и кровавые события на востоке лишь подвели логический итог двух десятилетий стояния «у края» и ничего не делания – страна перевалила через этот «край». Дальше части этой страны, скорее всего, будут спасаться по-отдельности. Исторические глубокие внутренние противоречия между востоком и западом страны и то географическое положение на газотранспортных путях из Сибири в Европу, которое, казалось, должно приносить только дивиденды, на деле оказалось больше проклятием, чем благом. Острый кризис на Украине вызовет приток квалифицированных кадров, в которых остро нуждается российская промышленность.

Повышение стоимости внешних заимствований и санкции против крупных полугосударственных российских компаний приведут к тому, что им придется шире привлекать в качестве подрядчиков неподконтрольные структуры, малый и средний бизнес. Как следствие вырастет конкуренции и эффективность многих бизнес процессов, а также начнет сокращаться доля госсектора.

Государственный сектор из-за сокращения объема финансирования будет искать способы более эффективного использования ресурсов, повышать качество бизнес решений и инвестиционных проектов. Представляется возможным и обоснованным использование в государственных и муниципальных учреждениях, а также государственных и муниципальных унитарных предприятиях международных стандартов финансовой отчетности для общественного (государственного) сектора для повышения эффективности и прозрачности, включая уровень зарплат их руководителей, о чем говорил президент Путин.
Представляется также, что правительство перейдет от в значительной степени декларативного характера поддержки малого и среднего бизнеса к реальным шагам, а также более эффективно займется развитием инфраструктуры Дальнего Востока и привлечением туда квалифицированных кадров и инвестиций.

Юферев И. В., директор CPA Russia
www.cpa-rus.com

Все статьи

СПРАВОЧНИК ДипИФР

Номер сертификата ДипИФР:

или Имя Фамилия: