Перекрестный год – так победила ли Британия в Крыму?


Перекрестный год – так победила ли Британия в Крыму?

16.04.2014

Официальная программа 2014 года как перекрестного года культур Великобритании и России открылась в апреле выставкой «Золотой век русского авангарда» в Манеже. Однако события начала этого года в Крыму внесли особый контекст в культурно-исторический фон взаимоотношений между двумя странами и навеяли воспоминания о Крымской войне полуторавековой давности, в которой Британия играла, несомненно, ключевую роль.

В советское время этот период истории наших взаимоотношений был отодвинут на второй план в учебниках и в умах людей событиями революций и двух мировых войн. По мере того, как ХХ век уходит все дальше в историю, интерес общественности возвращается к более раннему периоду отношений России и Британии, в определенной степени предопределившими кровавый путь, которым пошла Европа в первой половине прошлого века. Неспособность двух великих держав противостоять национализму, геополитическое соперничество, политика умиротворения и натравливания гитлеровской Германии друг на друга в конце 30-х - начале 40-х годов привели к огромным жертвам в Европе.

Формально Крымская война началась в 1853 г как конфликт России с Османской империей, а также Ватиканом, поддержанным Францией, за права православных христиан в Палестине и восточном Средиземноморье, находящемся под османской владением. В действительности речь скорее шла о борьбе за влияние России в Черном море и контроль за выходом в Средиземное.

Великобритания же боролась за контроль торговых путей в Иран и Индию, за возможность вести беспошлинную торговлю и против “российского протекционизма”, как писала тогда британская пресса. Не правда ли все это поразительно напоминает сегодняшнюю риторику - Договор о свободной торговле Украины с ЕС, против Таможенного Союза с одной стороны и борьба за права русскоязычного (читай православного) населения с другой?

Другим сходством является то, что значительная часть британского общества не видела смысла в Крымской войне, считая ее, в первую очередь, французской войной Наполеона III , который стремился к реваншу после 1812 года. В наши дни британская публика в своем большинстве, в отличие от правительства, не видит особого смысла в поддержке национализма и экстремизма в ущерб экономическим связям и экспорту образовательных и финансовых услуг в Россию, а также не испытывает больших симпатий к политике США.

Почетное место Наполеона IIIв Крымском вопросе, скорее всего, можно было бы отдать президенту Обаме, который пытается реабилитироваться в роли сильного лидера единственной сверхдержавы после фиаско в Сирии, где, несмотря на огромное давление США, ЕС, Турции, Саудовской Аравии правительство Асада устояло и одерживает над экстремистами одну победу за победой. Другим обидным поражением Обамы уже на домашнем фронте стало присуждение Пу́литцеровской премии - одной из наиболее престижных наград США в области литературы и журналистики газетам The Guardian и Washington Post за публикации на основе разоблачений Эдварда Сноудена.

Официальная Британия до сих пор считает, что победила Россию в Крымской кампании. Однако ни условия Парижского мирного договора 1856 года, ни весьма грустный памятник, посвященный Крымской войне в центре Лондона, не дают столь однозначного ответа на этот вопрос. Скорее это была ничья, выражаясь по-футбольному. Едва ли такое сравнение уместно, однако общие российские потери в этой войне составили 220 000 против 350 000 Османской империи, Франции и Англии с другой стороны. России удалось добиться почетного мира в войне против трех империй, которые наступали не только в Крыму, но и на Кавказе, на Балтике и на Дальнем Востоке.

Мемориал воинам крымской компании на Риджент стрит был переименован англичанами из монумента Чести в памятник Победы лишь спустя 50 лет после того, как был построен в честь павших британских солдат и офицеров, включая элитную Бригаду легкой кавалерии, где служили потомки известнейших родов британской аристократии, и которая почти полностью полегла при Балаклаве. Впрочем, нужно признать, желанием ретушировать историю Россия страдает не меньше Британии.

Послужат ли Крымские события 2014 года таким же предвестником переформатирования мира, какое произошло в начале ХХ века? Остается надеяться, что бескровный характер воссоединения Крыма с Россией сослужит свою роль, и Европа не скатится к новой войне. Нет сомнений, действуй России и Британия совместно с середины 30-х годов прошлого века, вместо того, чтобы пытаться ослабить друг друга, Европе удалось бы избежать культурно-исторической катастрофы второй мировой.

Все статьи

СПРАВОЧНИК ДипИФР

Номер сертификата ДипИФР:

или Имя Фамилия: