Пенсионная реформа в ЕС: в поисках золотой середины для финансового процветания в обществе 21 века


Пенсионная реформа в ЕС: в поисках золотой середины для финансового процветания в обществе 21 века

01.02.2011 Перед нами стоит задача создать подходящие условия и поддержать надежные негосударственные пенсионные фонды во всем Европейском Сообществе, в основном, за счет реализации стратегий изменения культуры, улучшения координирования и создания и сохранения рабочих мест, а также за счет более активного привлечения работодателей к участию в таких фондах, отмечает ACCA в ноябре 2010 г. в своем ответе на Совещание ЕС по созданию адекватных, устойчивых и надежных пенсионных систем в ЕС.

«Мы должны на правительственном уровне прийти к объединенному стратегическому подходу, в котором учитывается соответствующая динамика и предпринимаются попытки разработать практико-ориентированное решение. В рамках такого практического подхода до всех заинтересованных лиц, включая граждан, следует донести идею о том, что пенсии не следует воспринимать как нечто само собой разумеющееся, что теперь придется заниматься их планированием и финансированием», - говорит Джон Дэвис (John Davies), руководитель подразделения ACCA по предпринимательскому праву.

ACCA полностью поддерживает предложенный подход, основанный на объединении трех элементов стратегии, принятой в 2001 году на Стокгольмском Совете, а именно: снижение государственного долга, повышение уровня занятости и эффективности работы населения, а также пенсионная реформа и совершенствование систем здравоохранения и долговременной медицинской помощи.

Джон Дэвис также отмечает: «Очевидно, что бюджетный дефицит некоторых стран-членов ЕС может в долгосрочной перспективе поставить под угрозу их устойчивое развитие. Если сегодняшняя ситуация в этих государствах не изменится, им будет все сложнее выплачивать пенсии. Кроме того, способность любого пенсионного фонда, как государственного, так и частного, предоставлять пенсионное обеспечение, в значительной степени будет зависеть от участия самих граждан в трудовом процессе, ведь только создавая доход для самих себя, они смогут внести свой вклад в формирование этой системы».

Серьезное беспокойство вызывает бремя государственного социального обеспечения. Высокий уровень безработицы в ЕС, особенно среди молодых людей, в ряде стран превышает 40%; все это усугубляет долгосрочные финансовые трудности государств и долгосрочную перспективу бедной старости населения.
Джон Дэвис добавляет: «Пока существует такой высокий уровень безработицы среди молодежи, эта группа лиц не вносит свой вклад в формирование своих или чьих-то еще пенсионных средств. На уровне общества, такая ситуация может привести к долгосрочным проблемам социальной разобщенности и необходимости общественного финансирования государственных пенсий. Следовательно, стратегия ЕС по пенсионному обеспечению должна заключаться в решении этой проблемы и в установлении взаимосвязи между стратегией пенсионного обеспечения с усилиями по созданию рабочих мест».

«Важно также устранить неоправданные правовые и практические барьеры, не дающие работать пожилым людям; в противном случае эти сотрудники будут вынуждены полагаться на государственные социальные выплаты, если они будут», - продолжает Джон Дэвис. «Обязательные предписания не должны быть единственным механизмом пенсионного обеспечения, поскольку они не всегда наиболее эффективны. Важная роль в этом деле должна отводиться добровольной деятельности. Следует также скорее поощрять (а не обязывать) работодателей к внесению целесообразных поправок в принципы и методы работы, позволяющих учитывать потребности пожилых сотрудников и ценить их участие в трудовом процессе», - добавляет он.

ACCA понимает, что этот процесс обусловливает определенные изменения в культуре и отношении со стороны работодателей и молодых сотрудников, но считает, что основные усилия следует направить на убеждение работодателей в том, что такие изменения необходимы.

Следует также отметить, что, по мнению ACCA, жизненно важно убедить граждан в безопасности хранения их средств в пенсионных фондах и в том, что, в конечно счете, им будут выплачены пенсионные пособия. «Необходимо устранить пробелы в механизмах законодательной защиты, особенно в том, что касается пенсионных фондов, осуществляющих деятельность за границей. В то же время, все дополнительные меры по законодательному регулированию деятельности пенсионных фондов следует принимать с большой осторожностью, чтобы не добавить сдерживающих факторов для работодателей, а, напротив, поощрить их непрерывное участие в формировании дополнительного пенсионного обеспечения», - предупреждает Джон Дэвис.

По мнению международной бухгалтерской ассоциации, уверенность в этих вопросах должна формироваться и подкрепляться за счет распределения рисков.
«Следует поощрять работодателей к созданию совместных пенсионных фондов, которые отличаются огромным потенциалом снижения расходов на их поддержание. При этом важную роль также сыграют правовые гарантии на дополнительные пенсионные выплаты в случае банкротства работодателя. Однако, по мнению ACCA, не следует вводить обязательные меры, гарантирующие полноту таких выплат при банкротстве работодателя, поскольку это возложило бы огромные обязательства на государства», - говорит Джон Дэвис в заключение.

Все статьи

СПРАВОЧНИК ДипИФР

Номер сертификата ДипИФР:

или Имя Фамилия: