Круглый стол «Будущее отчетности юридического лица: национальные стандарты или МСФО?»


Круглый стол «Будущее отчетности юридического лица: национальные стандарты или МСФО?»

19 февраля 2015 года Министерство финансов Российской Федерации совместно с Фондом «Национальная организация по стандартам финансового учета и отчетности» (Фонд «НСФО») провели круглый стол «Будущее отчетности юридического лица: национальные стандарты или МСФО?» В мероприятии приняли участие представители Министерства финансов РФ, Минэкономики России, Банка России, ФНС России, саморегулируемых организаций аудиторов, профессиональных институтов бухгалтеров, научных кругов, аудиторы, составители и пользователи отчетности.

В соответствии с Концепцией развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу, одобренной приказом Минфина России от 1 июля 2004 г. № 180, для составления бухгалтерской отчетности организаций в Российской Федерации применяются два комплекта стандартов: федеральные стандарты, основанные на МСФО, – для отчетности юридических лиц и непосредственно МСФО – для консолидированной финансовой отчетности. Целью круглого стола было обсуждение актуальности этого подхода с учетом накопленного опыта применения МСФО и изменившихся экономических условий.

Участники круглого стола обменялись мнениями по всем аспектам данной проблемы. Обсуждались:

-препятствия на пути применения МСФО для составления бухгалтерской отчетности юридического лица, в том числе возможность повышения налоговой нагрузки, в первую очередь по налогу на имущество, если МСФО будут применяться для составления отчетности юридического лица, а в Налоговый кодекс не будут внесены соответствующие изменения;

- выгоды экономического субъекта от составления бухгалтерской отчетности юридического лица непосредственно по МСФО;

-круг лиц, заинтересованных в составления бухгалтерской отчетности юридического лица непосредственно по МСФО;

-отличия действующих российских правил бухгалтерского учета и МСФО;

-причины существенных различий в формируемой отчетности по РСБУ и МСФО несмотря на близость требований российских стандартов и МСФО;

-возможности и препятствия фрагментарного применения МСФО.

На круглом столе были высказаны интересные мнения как о последствиях применения МСФО в России, так и дальнейших перспективах развития МСФО в нашей стране. Перечислим наиболее запомнившиеся:

-Еще в начале 90-х западных консультанты утверждали, что после принятия в России закона о консолидированной отчетности по МСФО поток инвестиций в российскую экономику резко увеличится. Прошло уже три года, как компании, попавшие под действие этого закона, составляют консолидированную отчетность по МСФО, но роста инвестиций в Россию и в период до санкций не наблюдалось. Кроме этого, во время официальных встреч представители профессиональных инвесторов утверждают, что для принятия решения об инвестировании им в целом все равно, по каким стандартам составлена отчетность. Необходимые показатели они могут взять как из МСФО-отчетности, так и из отчетности, составленной по РСБУ.

-На данный момент в связи с резким сокращением возможностей выхода на первичное возмещение и практически отсутствия доступа к долговому западному финансированию многие компании, планировавшие в 2015-16 .г.г. начать составлять консолидированную отчетность по МСФО, отказываются от этих планов. Временный отказ или нет - будет зависеть от развития ситуации с доступом России на международные рынки капитала.

-Среди причин, препятствующих широкому применению МСФО в России, можно отметить незначительное количество реальных пользователей этой отчетности в нашей стране, недостаток знаний и навыков у бухгалтерского сообщества, а также тот факт, что МСФО больше подходят для развитых рыночных экономик, к которым Россия пока не относится.

-Возможно, стоит настраиваться не на полное сближение РСБУ с МСФО, а на включение отдельных стандартов МСФО в состав РСБУ, т.е. на фрагментарное применение МСФО.

-МСФО-это лучшие стандарты финансовой отчетности. Они нужны не только инвесторам, но и собственникам компаний, которые используют показатели, полученные из МСФО-отчетности для принятия решений.

-Тем компаниям, которые составляют консолидированную отчетность по МСФО по требованию закона, стоило бы разрешить составлять отчетность юридического лица тоже по МСФО, чтобы избавиться от необходимости составлять два комплекта финансовой отчетности.

Даже исходя из этих мнений высказанных на заседании видно, что взгляды участников круглого стола по поводу перспектив применения МСФО для составления отчетности юридического лица не совпадают. Министерство Финансов и Фонд «НСФО» обещали, что дискуссия будет продолжена.

СПРАВОЧНИК ДипИФР

Номер сертификата ДипИФР:

или Имя Фамилия: